О ПРОБЛЕМАХ СТУДЕНЧЕСТВА

12 апреля состоялась очередная акция студенческого протеста. В очередной раз студенты ходили выпрашивать у правительства повышения стипендий, выделения средств на поддержку высшего образования и т. п. Будет ли услышан голос протестующего студенчества? Вряд ли!

Почему же высшая школа и вообще вся система образования в нашей стране оказалась сейчас в столь бедственном положении? Давайте разберемся.

Прежде всего, откуда берутся средства на содержание школ, вузов, выплату стипендии студентам? Разумеется, они не валятся с неба. Человек на протяжении своей жизни работает 30-35 лет. За это время он должен подготовить себе замену. Поэтому часть произведенного им продукта отделяется на содержание системы образования. Это средства, законно принадлежащие учителям, студентам, преподавателям. Их и только их они имеют право требовать.

При Советской власти число мест в ВУЗ-ах определялось потребностями производства. Поэтому каждый выпускник мог рассчитывать на работу по специальности. Поступив на работу, он своим квалифицированным трудом как бы возвращал обществу те средства, которые были затрачены на его обучение. Поэтому государство было заинтересовано в том, чтобы платить студенту стипендию, достаточную для нормальной жизни, чтобы он мог серьезно учиться, а не подрабатывать где попало, появляясь в институте исключительно во время сессии.

Однако со времени начала рыночных реформ производство в нашей стране стало разрушаться. Потребность в квалифицированных кадрах резко упала. Сократить же соответственно число мест в ВУЗ-ах означало бы выгнать на улицу массу преподавателей. Пойти на это правительство не рискнуло. Поэтому поступили иначе: отменили распределение и объявили, что образование теперь свободно, что оно "ценно само по себе", а не только как подготовка молодых специалистов. В результате сейчас на работу по специальности выпускникам особенно технических ВУЗ-ов расчитывать практически не приходится. Большинство из них работают где угодно, но только не там, где можно применить полученные знания. Со временем эти знания забываются, и единственным воспоминанием о полученном когда-то "высшем образовании" остается диплом, пылящийся за ненадобностью где-нибудь в нижнем ящике стола.

Возникает вопрос: ну кому нужно такое "высшее образование"? Кто заинтересован в качественной подготовке специалистов? Совершенно очевидно, что в таких условиях стипендия превращается в жалкую подачку, которую правительство время от времени швыряет студентам, отнимая зарплату у шахтеров, офицеров, врачей и т. п.

Вывод очевиден. Сепаратные акции студенческого протеста на способны решить проблемы студенчества. Только свержение существующего строя, приведшего отечественную промышленность и сельское хозяйство к развалу, будет действительно способствовать возрождению высшей школы и системы образования в целом.

С. Соловьев, студент МГТУ им. Баумана.